Главная » Файлы » Программа развития школы

Подготовка учащихся к ЕНТ и ВОУД по географии.
13.04.2014, 18:18

                                     

К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на образование. Прежде всего, обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию.    С 2004 года, согласно Постановления Правительства Республики Казахстан, «О введении единого национального тестирования» проводится ЕНТ, которое совмещает итоговую государственную аттестацию выпускников организаций среднего общего образования и приёмные экзамены в средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения.(сл.2,3)               Основными задачами ЕНТ является мониторинг и управление качеством образования при помощи единых измерительных материалов. ЕНТ проводится с помощью тестовых заданий, разработанных на основе программ общеобразовательных предметов, утверждённых и рекомендованных Министерством Образования Республики Казахстан.(сл.4)

   Предмет  «география» является одним из  предметов по выбору ЕНТ  в 11 классе и ВОУД  в 9 классе.

 Для успешной сдачи ЕНТ по географии  учащиеся должны показать достаточно глубокие и целостные знания  об окружающей природе; общей экономико-географической характеристике мира; населении Земли и природе; развитии науки географии; природе, населении и хозяйстве Казахстана; месте Казахстана в мировом рынке; глобальных проблемах человечества; современном мировом хозяйстве.

Результаты ЕНТ по географии (в сравнении по годам) (сл.5).  Результаты ВОУД в 9 классе (в 3 четверти) (сл.6)

  При всей кажущейся лёгкости  предмета географии по сравнению с математикой, физикой, химией, комплексное тестирование  показывает, что  при  ответе на вопросы по географии учащиеся испытывают большие затруднения и проблемы. Их можно выделить несколько:

1.Учащиеся отвечают на вопросы ЕНТ по географии за весь школьный курс с 6 по 11 класс и вопросы  географии 6-7 классов  уже  забыты для точного и правильного ответа.

2. В тестировании  много  мелких,  несущественных  вопросов,  которые в учебнике освещены незначительно  и не всегда на них обращается внимание.

3. Не все учащиеся  владеют пространственными представлениями по географической карте,  а вопросов на знание карты в ЕНТ  и  ВОУД  встречается  много.

4.Многие учащиеся при подготовке нацелены только на заучивание  тестовых заданий, но не считают нужным повторять теоретический материал, поэтому при незначительном изменении  вопроса в  задании  ученик не может найти правильный ответ. (сл.7)

   Работа по подготовке к ЕНТ начинается уже с шестого класса, когда закладываются основные географические знания учащихся и вплоть до 11-го класса, когда завершается изучение экономической и социальной географии мира.

Для получения положительных результатов ЕНТ и ВОУД должна существовать прочная, хорошо организованная система,  которую образует администрация школы, методическое объединение, учителя – предметники, классный руководитель, психолог, родители и конечно учащиеся. (сл.8)

Поэтому, исходя из проблем и специфики подготовки к ЕНТ и ВОУД  по географии, учителю необходимо помочь  ученикам успешно сдать единое национальное тестирование. (сл.9,10)

Этапы работы учителя – предметника по подготовке к тестированию  следующие: диагностический, практический, контрольный.  На диагностическом этапе выявляются «западающие звенья в отдельных темах», через тестирование, собеседования, контрольные срезы. На практическом этапе создаются условия для восполнения и обновления знаний учащихся, через уроки, консультации, индивидуальную самостоятельную работу. На контрольном этапе осуществляется контроль за уровнем усвоения темы, через уроки, контрольное тестирование по теме. (сл.11)

 Я  хочу поделиться собственными наработками по подготовке к ЕНТ  и ВОУД  по географии.  Первоначально создается   папка по   подготовки к ЕНТ или ВОУД  по географии, в которой собирается весь материал по системе подготовки.

  Система подготовки  к ЕНТ и ВОУД по географии включает:

  • составление  индивидуального  плана работы  по подготовке учащихся 11 классов к ЕНТ и 9 класса к ВОУД (сентябрь);

(сл.12-15, прил.)

  • составление тематического плана проведения групповых  консультаций по географии (сентябрь); (сл.16, прил.)
  • систематическое проведение  консультаций  по повторению изученного материала, согласно тематическому планированию  (еженедельно). Организация тематического повторения программного материала изученных курсов способствует повышению результативности подготовки учащихся к сдачи ЕНТ и ВОУД;
  • систематический контроль посещения учащимися групповых консультаций;
  • организация индивидуальной, самостоятельной  домашней работы учащихся. Ведущим средством обучения при подготовке по географии остаётся  учебник. Также использую и рекомендую учащимся сборники тестовых заданий, тематические тесты, справочники,  электронные версии тематических тестовых заданий и другие учебные пособия.(сл.17)
  • проведение  тематического  мониторинга каждого участника пробного тестирования; (сл.18, прил.)
  • отслеживание динамики результатов пробных тестирований  каждого учащегося; (сл.19-20, прил.)
  • проведение групповой и индивидуальной коррекционной работы над ошибками, по устранению пробелов в знаниях учащихся;
  •  осуществление  тесной связи  со школьной психологической службой, которая обеспечивает психологическую поддержку учащихся;  
  • проведение  работы с родителями.  Для формирования у родителей позиции  активного участника в процессе подготовки к ЕНТ и ВОУД  по географии, посещаю родительские  собрания, на которых даю рекомендации по подготовке учащихся к тестированию. Провожу индивидуальные беседы с родителями по улучшению качества  подготовки их детей;
  • оформление в  кабинете географии   уголка по подготовке к  ЕНТ и ВОУД. (сл.21)

   Ведущим средством обучения при подготовке к ЕНТ и ВОУД является урок.  На каждом уроке предусматриваю выделение 5-10 минут на  повторение материала тем по географии за предыдущие  курсы обучения, акцентирую  внимание на вопросах ЕНТ и ВОУД при прохождении тем на уроках.

   Стараюсь обращать  внимание на  ключевые цифры, которые встречаются в тексте учебника. Это размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ, общая численность населения, плотность населения, число экономических районов, областей, годы создания охраняемых территорий Казахстана, площади материков,  протяженности экватора, площади поверхности Земли, поверхности Мирового океана, суши и т.д.

   Важной составляющей при подготовке к ЕНТ и ВОУД  по географии является работа с картой. Так как при выполнении тестовых заданий встречаются вопросы, где учащиеся должны представлять по памяти расположение,  размеры, форму и названия  объектов.

     Большое значение играет  знание географической  номенклатуры. Изучение номенклатуры преследует цель  закрепить в памяти учащихся  названия географических объектов, правильное их написание и размещение на карте. Работу с номенклатурой облегчают   словари  географических названий, которые обычно расположены в конце учебника.

   Для повышения качества подготовки учащихся, для оптимизации и систематизации знаний использую различные технологии: технология системного подхода в обучении; модульная технология, с использованием технологических карт (сл.22, прил.). Они способствуют развитию  внимания, логического мышления, умений обобщать, анализировать, выделять главное, делать выводы.

 Таким образом, всё разнообразие форм и методов работы учителя, последовательная и систематическая работа по обучению учащихся географии, направлены, в конечном счете, на успешную сдачу учащимися 11 классов  ЕНТ и 9 классов ВОУД, на применение полученных знаний в повседневной жизни.

И закончить представление своей системы работы  по подготовке учащихся к ЕНТ и ВОУД  по географии хочу словами:

Образование - это путь ребёнка к самому себе,
но этот путь он проходит не один,
он проходит его вместе с учителем.
Дело учителя – его ученик.

Ф.  Дистервег     (сл.23)

Категория: Программа развития школы | Добавил: admin_art
Просмотров: 5990 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: