Главная » Файлы » Программа развития школы

Семинар - практикум
21.02.2014, 13:41

Семинар – практикум «Развитие познавательной активности и познавательного интереса учащихся – один из важных факторов успешности обучения в современной школе»

 

Ход семинара

Стратегии: тренинг – игра, круг общения, стул лидера, работа в группах, смена лидерства в группах

Вводное слово

Семинар мы хотим построить следующим образом: 1 блок теоретические положения вопроса, 2 блок – из  практического опыта работы учителей школы. Во 2 блоке запланированы выступления учителей – предметников: «Игры на уроках географии и биологии  для повышения познавательного интереса учащихся» - Шарая Е.А., учитель биологии и географии; «развитие познавательной активности учащихся начальных классов» - Огницая Т.В., учитель начальных классов; «Приемы активизации интереса и внимания  учащихся в начале урока истории» - Утепова К.С., учитель истории; «Связь теории с практическим, жизненным опытом для активизации интереса к изучению физики» - Сафонова И.В. – учитель физики. 1 блок теоретический  мы предлагаем провести в активном режиме. Работая над теоретическим материалом мы опробуем на практике несколько приемов и стратегий организации процесса обучения,  которые можно использовать на различных этапах урока.    

Итак предлагаю начать работу

 

  1. Игра «Все как я …»

Все сидят в кругу, ведущий задает параметры (они могут носить внешние признаки, деления на группы, внутренние, деловые, тематические), меняются местами

например: внешние – все кто в брюках

внутренние – все кто считает, что честность - это залог верной дружбы

деловые – все кто часто опаздывает на работу

тематические – все кто считает, что мотивация  к обучению у большинства учащихся в нашей школе ниже средней

 

  1. Круг общения

Общение в кругу, обсуждение вопросов, организационного характера, или требующих высказывания личного мнения участников обсуждения.

При данном приеме ведущему, тренеру или учителю необходимо находиться на одном уровне с участниками (Все сидят, или все стоят, немного объяснить почему…)

  1. Предлагаю стратегию «Ключевое слово»

Называю ключевые слова (они появляются на доске)

- мотивация

- успешность

- положительное отношение, стремление достичь большего

- не желание

-  отрицательное отношение

- следствие

  1. Прошу участников высказать предположения об основных идеях семинара.

Ставлю основную проблему: у учащихся низкая познавательная активность.

Необходимо сформулировать причины:

Работаем по приему «Мозговая атака», или «Мозговой штурм»

Это когда предлагается множество идей, все они фиксируются на бумаге, а в конце работы мы к ним вернемся. Очень хорошо проходит этот прием даже в том случае, когда дети совсем не знакомы с темой.

  1. Работа в группах

Прежде чем начать работать, нам необходимо разделиться на группы. Приемов разделения а группы очень много и в основном это зависит от того какой категории группа вам нужна. На данный момент мне не важен состав группы, важно ее количество. Мне необходимо разделить вас на группы по 6 человек. Сделаем это при помощи считалочки (могут быть жетончики, шарики и т.д.) группы садятся на свои места. В каждой группе необходимо выбрать лидера, т.е. того, кто будет защищать работу всей группы. Итак тема нашего семинара (На экране). Основной компонент составляющий тему – это познание, или познавательная сфера ребенка-ученика.

- назовите основные познавательные процессы человека

(память, речь, мышление, воображение, восприятие, внимание, ощущение)

Сейчас каждой группе предстоит своими словами охарактеризовать тот или иной процесс. (раздаю карточки с одним из понятий). Лидеры защищают.

- затем вывожу на экран и озвучиваю определения с точки зрения психологии.

Лидеры групп меняются по часовой стрелке. Каждая группа выбирает нового лидера, тот, кто им был, уже быть не может. Этот прием позволяет вытащить на роль лидера почти каждого в классе. Причем учащиеся учатся чувствовать ответственность и остальные члены в группе, чувствуя, что лидер где – то может быть слабее остальных, стараются подготовить его лучше и поддержать, а это очень важно. Иногда на таком уроке может заговорить, причем заговорить достаточно хорошо, тот кто всегда молчит.  

- Чтобы вникнуть в суть темы нужно разобрать эти познавательные процессы. Как можно такой большой материал разобрать и сэкономить при этом время.

(показываю прием домашние и рабочие группы)

В каждой группе прошу взять карточки с номерками. Всех прошу встать. Затем быстро ставлю на столы таблички с номерами групп их всего 6. Прошу участников с номерами сесть  за соответствующий стол.  Раздаю в группах теоретический материал по одному из  познавательных процессов. И прошу его разобрать. Для сбережения времени ложу конкретные карточки которые после прочтения материала необходимо заполнить.  По ходу работы учитель должен контролировать правильность заполнения. Время ограничиваю в 5 минут. Затем прошу опять всех встать. И перейти за столы в которых они сидели изначально. Ложу на столы обзорные листы с основами и опорами по всем познавательным процессам их необходимо быстро заполнить, обсуждая работу вслух. Так, как в каждой группе получается есть человек, который подробно проработал одну из тем
, он берет на себя роль временного лидера и объясняет остальным свой вопрос. В итоге за 8 минут разбирается все 6 вопросов.

Лидеры защищают работы группы, можно выборочно, чтобы сэкономить время. Затем лидеры снова меняются.

- Самостоятельная работа внутри группы с решающей ответственностью. т.е.  заранее учитель дает установку, что мнение одного из членов группы станет решающим при защите работы группы.

 Следующий момент темы семинара - познавательная активность.  Самостоятельно каждый отвечает на вопросы, затем 1 минуту группа совещается, лидер выбирает наиболее точное определение и защищает работу группы. Затем на экране вывожу понятие и обсуждаем его.

Лидеры меняются.

- Кластер или творческая работа (виды творческих работ могут быть разнообразными) составляющие успешности обучения. Затем кластеры защищают.

- работа с ИКТ. Виды работ могут быть очень разнообразными, все зависит от специфики урока, и мастерства учителя. Ну например такой вид работы.

Необходимо расставить в порядке значимости  для успешного обучения ребенка в школе следующие понятия.

- природные задатки и способности

- волевые качества личности

- целеполагание и целенаправленность личности

- познавательный интерес

- познавательная активность

- мотивационная направленность

- прочная база заложенных теоретических знаний

Расположить их нужно по порядку на пирамиде успешности обучения, два ненужных компонента можно убрать в корзину. Все это выполняется на интерактивной доске с комментированием. 

- затем можно еще предложить работу по видеоролику

  1. Работа по слайдам презентации 

Как бы подвожу итог «Вызов и обучение». Показываю шкалу.

И последний слайд с презентации

  1. Выступление педагогов  школы
  2. Рефлексия

Сначала понятие из психологии. Рефлексия – это (дословно – обращение назад)

Предлагаю заполнить рефлексивные карточки.

Что я узнал нового

Что мне было уже знакомо

Что вызвало трудность и  тревогу в восприятии

Что осталось непонятным

  

  1. работа в группах
  2. стул лидера
  3. мультимедиа
  4. из опыта работы
  5. рефлексия

Категория: Программа развития школы | Добавил: admin_art
Просмотров: 1042 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: